Щоб ви не робили, кількість добра має подвоюватись

понеділок, 4 березня 2013 р.

Дослідження емоційно-афективної сфери (рівня тривожності за Філліпсом)


Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет вер­ных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
                         
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "—", если не согласны».Дослідження емоційно-афективної сфери (рівня тривожності за Філліпсом)
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учи­тель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того,
что ты не знаешь урок?
5.    Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или уда­рял тебя?
6.    Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он го­ворил?
7.    Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении за­дания?
8.    Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9.    Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10.Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11.Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты
ожидал?
12.Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на вто­рой год?
13.Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
г 14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
    15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что    хочешь ты?
16.Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать ' выпол­нять задание?       
17.Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? ~    
18.Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19.Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20.Похож ли ты на своих одноклассников?
21.Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том; хорошо ли с ним справился?
22.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том,; что все хорошо запомнишь?
23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь отве­тить на вопрос учителя?
24.Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?     
25.Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что резуль­таты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26.Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волновать­ся, когда тебя спрашивают?
27.Боишься ли ты временами вступать в спор?
28.Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно бить­ся, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готов­ность к уроку?      
29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-ни­будь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30.Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклас­сников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31.Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32.Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33.Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34.Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помагает ли твоя мама в организации вечеров (праздников), как другие мамы твоих одноклассников?
    36.Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окру­жающие?
37.Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
38.Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?
39.Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?    
40.Обладают ли способные ученики какими-то особыми пра­вами, которых нет у других  ребят в классе?
41.Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
42.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
43.Хорошо ли ты себя чувствуешь, корда  остаешься один на один с учителем?
44.Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внеш­ность и поведение?
45.Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных де­лах больше, чем другие   ребята?
46.Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чув­ствуешь ли ты, что вот-вот    расплачешься?
47.Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты вре­менами с беспокойством о   том, что будет завтра в школе?
48.Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи,  которые хорошо знал раньше?
49.Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над зада­нием?
50.Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учи­тель говорит, что собирается  дать классу задание?
51.Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
52.Когда учитель говорит, что собирается дать классу зада­ние, чувствуешь ли ты страх,    что не справишься с ним?
53.Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники мо­гут сделать то, что не можешь   ты?
54.Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники
    понимают его лучше, чем ты?
55.Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель мо­жет дать классу проверочную  работу?
56.Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
57.Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем  классом?

Обработка и интерпретация результатов
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на ко­торые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», т.е. ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности.
При обработке подсчитывается:
а) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно боль­ше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой  тревожности;
б) число совпадений по каждому из восьми факторов тревож­ности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяюще­еся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) иих количеством.

Факторы
Номера вопросов
1. Общая тревожность в школе
2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58                Е= 22

2, Переживание социального стресса
5, 10, 15, 20, 24. 30, 33, 36, 39, 42, 44        Е=11
3. Фрустрация потребности в достиже­нии успеха
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43
Е = 13
4. Страх самовыражения
27, 31. 34, 37, 40, 45           Е =6
5, Страх ситуации проверки знаний
2, 7, 12, 16, 21, 26
Е = 6
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих
3, 8, 13, 17, 22
Е= 5
7. Низкая физиологическая сопротив­ляемость стрессу
9, 14, 18, 23, 28
Е= 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47
Е= 8
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)   
1.  Общая тревожность в школе — общее эмоциональное со­стояние ребенка, связанное с различными формами его включе­ния в жизнь школы.
2.  Переживания социального стресса'— эмоциональное со­стояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контракты (прежде всего — со сверстниками).
3.  Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагопри­ятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т"л
4.  Страх самовыражения — негативные эмоциональные пере­живания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5.  Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — пуб­личной) знаний, достижений, возможностей.
6.  Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ори­ентация на значимость других в оценке своих результатов, по­ступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
7.  Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу"— осо­бенности психофизиологической организации, снижающие при­способляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реа­гирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий  негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в шко­ле, снижающий успешность обучения ребенка.
Ключ к вопросам: «+» — Да; «—» — Нет
1.
21.
' —  
41.
+
2.
22.
+
42.
3.
23.
43.
+
4.
24.
 +
44.
+
.5.
25.
+
45.
-
6.
26.
46.
7.
27.
47.
8.
28.
48.
9.
 —
29.
  -
49.
10.
30.
+
50.
11.
+
31.
51.
_
12.
32.
52.
13.
—  
33.
53.
_
14.
-
34.
54.
15.
-
35.
+
55.
-_
16.
36.
+
.   56.
-_
17.
-
37.
57.
-_
18.
-
38.
+
58.
-_
19.
39.
+


20.
+
40.




Результаты:







    1.Число несовпадений знаков («+» — Да, «—» — Нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах-< 50%; > 50; > 75%).
2     .Представление этих данных в виде индивидуальных  диаграмм.
     3.Число несовпадений по каждому фактору для всего клас­са (абсолютное значение — < 50%; > 50%; > 75%).
4. Представление этих данных в виде диаграммы.
5. Количество учащихся, имеющих несовпадений по опреде­ленному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).
6. Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Аналітична довідка за методикою вивчення шкільної тривожності Філліпса
серед учнів         класу
Дата обстеження______
Обстежено осіб (за обліком_______________ ), у тому числі хлопчиків        , дівчаток________ .
Встановлено:


Усього
%
Хлопчики
%
Дівчатка
%
Висока загальна тривожність






Підвищена загальна тривожність






Низька тривожність






Однак слід мати на увазі, що дуже низька тривожність може бути результатом активного
витіснення особистістю своєї високої тривоги й бажання показати себе в кращому світлі.
Вище за норму______ %, норма становить_ %, нижче за норму_ %.
Синдромальний аналіз результатів
1.  Загальна тривожність у школі — загальний емоційний стан дитини, пов'язаний з різни­
ми формами її включення в життя школи. Висока тривожність відзначена в
       (        %)
учнів, підвищена — %  групи. Серед хлопчиків________ , серед дівчат
класу__________________ .
2.       Переживають соціальний стрес__ (______________ %) дітей. Це емоційний стан дитини, на тлі яко­го розвиваються його соціальні контакти (насамперед з однолітками). Серед хлопчиків цей показник__ , серед дівчаток______ .
3.       Фрустрація потреби в досягненні успіху, тобто несприятливе психологічне тло, що не дозволяє дитині розвивати свої потреби в успіху, досягненні високого результату і т. д.,
відзначена в (__ %), причому серед хлопчиків_____________ , серед
дівчаток___________________ .
4. Високий страх самовираження відчувають___ % випробуваних, завищені показники
в__ (__ %) , причому. Цим дітям вла­стиві негативні емоційні переживання ситуацій, пов'язаних з необхідністю саморозкрит­тя, пред'явлення себе іншим, демонстрації своїх істинних можливостей.
5. Страх ситуації перевірки знань виявлено у__ (_________________ %) групи, у тому числі    (___%)
хлопчиків і (__ %) дівчаток. Це негативне відношення й переживання стану три­воги в ситуаціях перевірки (особливо публічної) знань, досягнень, можливостей.
6. Страх не відповідати очікуванням навколишніх відчувають (         %) групи. Джерело
такого страху в несформованому в дитини вмінні оцінювати свої вчинки з погляду мо­ралі, що лежить в основі почуття відповідальності (формується в молодшому шкільно­му віці). Серед хлопчиків класу цей показник становить_ %, серед дівчаток %.
Ці діти орієнтовані на значимість інших в оцінці своїх результатів, вчинків і думок, а та­кож тривожаться із приводу оцінок; можливий страх запізнення в школу.
7.       Низький фізіологічний опір стресу— особливості психофізіологічної організації, що знижують пристосованість дитини до ситуацій стресогенного характеру, які підвищу­ють імовірність неадекватного, деструктивного реагування на тривожний фактор сере­довища. Ці характеристики властиві_________________________ (    %) дітей, у тому числі_____________________ .
8.       Проблеми й страхи у відносинах з учителями — загальне негативне емоційне тло відно­син з дорослими в школі, що знижує рівень успішності дитини — виявлено у__ %
дітей (___________________________ ). В основі такого страху лежить страх
зробити помилку й бути осміяним. Такі діти більш за все бояться відповідати у дошки, де проявляється їхня беззахисність. Деякі з них, можливо, панічно бояться помилитися при готуванні домашнього завдання, особливо під впливом педантичних батьків.

Висновки та рекомендації
1.  Особливої уваги, підтримки за результатами даного тесту гостро потребують.___________________________________________  Ці діти становлять «гру­пу ризику». їх треба постійно зацікавлювати, підтримувати, виражати впевненість у їх­
ньому успіху, можливостях. Щоб перебороти скутість, допомогти розслабитися дітям
з високим і підвищеним рівнем шкільної тривожності, рекомендується проведення рух­ливих ігор, музичних і спортивних заходів, театралізованих спектаклів тощо.
2. Сприяти соціалізації, надавати допомогу у встановленні контактів з однолітками таким
дітям, як_______________________________________________
відпрацьовувати поведінкові навички, підвищувати їхній рейтинг серед дітей класу, ство­рюючи ситуації успіху, якщо можливо, доручити відповідальну посаду в колективі.
3.  Розвивати потребу в успіху, досягненні високого результату у таких дітей:__
____________________________________________ . Виходячи з їхніх
інтересів і здібностей, давати доручення, обов'язково перевіряти виконання й хвалити перед всім класом, підкреслюючи найменше досягнення.
4. Переборювати страх самовираження_____________________________
_____________________ , використовуючи індивідуальні завдання (виступи пе­ред класом, участь у конкурсах, виконання доручень, пов'язаних із творчим підходом
і проявом індивідуальності).
5. При проведенні фронтального опитування враховувати високий страх перевірки знань
Якщо це можливо, намагатися поменше викликати їх до дошки, даючи можливість пись­мової відповіді, тому що їхнє хвилювання може відбитися на успішності виконання за­вдання та значно знизити показник їх успішності.
6. У дітей з високим страхом не відповідати очікуванням навколишніх, можливо, є почут­\тя провини, неповноцінності. Вони дуже гостро переживають негативну оцінку з боку
оточуючих і швидко звикають до неї. Спілкування з__________________
______________________________ рекомендується будувати в більш м'якій,
некритичній манері, усіляко підтримуючи їх і підвищуючи самооцінку. Хваліть при всіх, критикуйте дуже тактовно й наодинці.
7. Такі діти, як___________________________________________ , що
мають занижені показники опірності стресу, мають потребу в консультації педіатра. У них висока тривожність, імовірно, знаходить соматичні прояви. Можливо, необхід­ний курс масажу, відвідування басейну, загартовуючі процедури й загальнозміцнююча фітотерапія.
8. У м'якому, доброзичливому відношенні з вашого боку особливо є потреба в__
_______________________________________________                     . Важливе від­новлення й зміцнення довіри цих дітей до дорослого, щоб уникнути дезадаптивних про­цесів в умовах старшої школи. Ураховуйте також їхній високий страх відповіді біля  дошки,  де вони почувають себе незахищеними.
9. В індивідів із занизькою тривожністю, а саме_______________________
___________    можлива показна байдужність, встановлення психологічних захистів, активне витіснення страхів та тривоги. Необхідно всіляко будити активність, підкрес­лювати мотиваційні компоненти діяльності, а також формувати більш високу зацікав­леність у діяльності та її результатах, підвищувати почуття відповідальності через сис­тему виховних заходів.
Психолог

Немає коментарів:

Дописати коментар